Кто она – Данакан Адашканова, или жизнь замечательной художницы

29.06.2021

С 14 мая по 6 июня в Бишкеке, в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств имени Гапара Айтиева, прошла выставка, посвящённая 70-летию со дня рождения Адашкановой Данакан Осмонкуловны. Редакция девелоперской компании Icon Development хочет поделиться замечательной историей жизни и творчества гениальной женщины-живописца.

За работой в мастерской, 1983

Женщина-живописец

Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики, лауреат международной премии «Руханият», Данакан Адашканова осталась на страницах истории нашей страны как одаренный, универсальный живописец. Будучи мастером как портретного, так и пейзажного жанров, Данакан Осмонкуловна мастерски использовала свой талант, чтобы передать глубинную суть описываемого объекта. Её способности стали первым прецедентом в семье: до неё творческих людей в роду не встречалось.

Начало пути

По рассказам дочери Данакан Адашкановой – Шайым, судьба художницы определилась в пятнадцать лет, когда кто-то из учителей заметил способности молодой Данакан, оформлявшей стенгазеты и плакаты карандашом в Ошском интернате. Прислушавшись к словам учителя, она приехала поступать во Фрунзенское художественное училище им. Чуйкова, где она впервые попробовала кисти и краски и навсегда связала с ними свою жизнь.

Данакан Адашканова на первом курсе института им. Репина

Оттачивая навыки

Чувствуя, что четырёх лет ей недостаточно, Данакан Осмонкуловна поехала учиться дальше. На этот раз она оставила родной край, чтобы совершенствоваться как художник в главном художественном ВУЗе Советского Союза – Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина И.Е. Дома художницу полностью поддержали: в её семье был культ знаний, и отец Данакан Осмонкуловны – директор школы – отпустил дочь оттачивать навыки в «Репинке» – лучшей школе для художника в то время.

Отец, 1987

Работа, повлиявшая на целую жизнь

”Сбор табака” (1978) – дипломная работа художницы, произведшая фурор на защите. Именно эта работа стала первым шагом к авторскому почерку Данакан Адашкановой. Написанная в холодных, пастельных цветах эта картина, по словам Шайым, стала одной из самых близких сердцу женщины-живописца. «Это знаменательная работа мамы, к которой она очень тепло и трепетно относилась», – делится Шайым и добавляет: «Когда картина вернулась в Бишкек, и появилась возможность смотреть её на стенах музея, мама сказала, что было такое ощущение, будто её ребёнок вернулся к ней». Более того “Сбор табака” стал для художницы приглашением в аспирантуру Репинки. Однако, долгая разлука с семьёй и родными краями, которым принадлежало сердце Данакан Адашкановой, вернули её во Фрунзе.

Сбор табака, 1978

Мастер портретного жанра

Вернувшись, Данакан Осмонкуловна стала участвовать в республиканских и международных выставках. На первой её выставке, посвящённой 100-летию города Фрунзе, она выставляла свой “Автопортрет с кольцами” (1978) и один натюрморт. На выставке художница познакомилась с Семёном Афанасьевичем Чуйковым, который высоко оценил её работу и порекомендовал больше работать в портретном жанре. Она так и сделала, и не зря: они получались у неё живые, выразительные, сильные. Одним из показательных примеров является “Портрет Айпери” (1986), у которого, как оказалось, очень интересная история. Шайым рассказала, что изначально это был автопортрет её мамы с дочерью Айпери. Позже художница вырезала лицо Айпери, кусочек холста, который, по её мнению, ей удался лучше, а остальную часть картины уничтожила. Большой интерес у зрителей вызывают ее ранние этюды, небольшие, но сильные в своем обещании будущих картин.

Портрет Айпери, 1986

Автопортрет с кольцами, 1978

Автопортрет с цветным платком, 1991

Работа с Гапаром Айтиевым

Также по возвращении молодая Данакан Адашканова стала работать во Фрунзенском художественном училище им. Чуйкова, который сама окончила несколькими годами ранее. По воспоминаниям художницы, на десятый день работы к ней пришла Елена Шнырёва, искусствовед. Её к Данакан Осмонкуловне отправил «первый большой, признанный художник из кыргызов» – Гапар Айтиев. Он слышал, что художница вернулась во Фрунзе и поручил найти её. Так Данакан Адашканова стала его аспиранткой. «Мною нежно любимы его пейзажи. Я знаю: он очень любил их писать» — делилась художница.

Во время аспирантуры у Гапара Айтиева, 1978

Мастер пейзажного жанра

Писать пейзажи любила и сама Данакан Осмонкуловна. Она невероятно сильно любила природу. «Были такие смешные моменты, – делится дочь Шайым, – часто, когда мы ехали с семьей в машине, мама могла закричать:

– Алайбек, Алайбек, – это мой папа, – а ну, быстренько останови тут. Здесь так красиво!

И вот мы куда-то едем, мы все останавливались, мама выходила и говорила:

– Посмотрите, какие красивые цветочки, а как камень красиво лежит!

Вы представляете, мы с каждой поездки на природу или загород привозили камни, обычные камни, валуны, которые маме показались очень красивыми. Дома у мамы все клумбы заставлены этими красивыми камнями. Она настолько любила, очень чувствовала красоту, поэтому у неё так много пейзажей: она с природой была на “ты”», – вспоминает Шайым.

Четыре камня и чайки, 1997

Из серии Хан-Тенгри. Вертолет, 2000

Весна, 1996

Весна на Гоголя, 2012

Маки Данакан Адашкановой

Сигнатурными работами Данакан Адашкановой стали изображения лугов и полей. Дочь художницы поделилась своими воспоминаниями о пейзажах мамы: «Вот к примеру, картина «Маковый простор», она очень любила маки и как никто умела их писать, вообще любила дикие цветы. На самом деле, в ее работах вы не встретите садовых цветов, тех же роз, окультуренных, их нет. Мама считала, что нет цветов красивее, чем полевые, или дикие. Она считала, что в их какой-то естественности, живости – вся красота.»

Маковая поляна, 2010

Белая кобыла в маках, 2012

«Даночка»

Данакан Осмонкуловна сама была как полевой цветок, как мальва  – символ солнца, которую она так любила писать. Она была простой во всем: простая девочка, последовавшая за мечтой и нёсшая свет окружающим людям. В этой связи дочь рассказала: «Когда приходят художники, вспоминают, что она была очень простой, очень комфортной в общении. Все её называли «Даночка» – уменьшительно-ласкательно. Знаете, мама была гением общения – я всегда поражалась огромному количеству её друзей. Она любила принимать гостей. Принять гостей – было самым любимым маминым делом после рисования, конечно. Её все любили, все. И причём, это было абсолютно искреннее отношение. Я думаю, что для многих общение с мамой было таким глотком искренности: она была очень искренним человеком. В моментах, когда я думаю о маме, я всегда представляю такую аллегорию: когда пруд закрывается льдом, образуются полыньи, куда подплывают рыбки, чтобы подышать, потому что в этом месте кислорода в воде больше. Вот мама для многих была таким человеком. Она дающей была – люди от общения с ней заряжались.»

Мальва, 2001

Трансформация стиля художницы

Данакан Осмонкуловна оставалась верной своему авторскому стилю. Она была индивидуальна и ярка в своём выражении. “Сбор табака” – дипломная картина – как раз решена в той колористике, в которой мама потом всю жизнь работала. Позже она немножко отходила от своего стиля, наследуя академические традиции своей питерской школы, однако, в конце концов, она все- таки вернулась к своему цвету, к своим лёгким мазкам.»

Копия «Портрета Авдулиной Е. С.» Ореста Кипренского, 1976

Разнотравье (Желтые цветы), 2017

Последняя работа

Последней законченной работой художницы стала картина “Последняя весна” (2020). Однако, она не была каким-то предзнаменованием, потому что название полотну дала уже Шайым. «Она не успела даже подпись поставить на картине. Так как мама ушла весной, я назвала эту картину “Последняя весна”», – поделилась дочь Данакан Осмонкуловны.

Последняя весна, 2020

Любовь к теплу

Вообще, если проследить работы художницы, можно уловить ее любовь к тёплым временам года. Также Шайым добавила: «Зиму мама очень редко писала. Действительно, она очень любила тепло, весну, особенно, момент, когда только распускаются деревья. Это всегда её очень волновало – она не могла пройти мимо цветущего дерева. Поэтому у неё очень много цветущих деревьев: яблок, слив и вишен. А вот со снегом на моей памяти буквально несколько работ. И то, это тоже цветущая ветка яблони, покрытая снегом. Эта работа называлась “Последний снег” (2012).

Тоо-Мойун, 2011

Жеребята при луне, 1998

Каким человеком была Данакан Адашканова?

Адашканова Данакан Осмонкуловна как весна: она продолжает появляться в жизнях людей через свои работы и согревает зрителя своим теплом, простотой, открытостью. Её картины в полной мере передают, каким человеком она была. Женщина, которую не пугали преграды на пути к мечте. Женщина, мечтавшая о земном. Женщина, которая нашла своё место и, видя своим предназначением дарить прекрасное, занималась своим делом на протяжении всей жизни.

Данакан Адашканова в Джети-Огузе, 1995

Другие новости

Благоустройство двора: безбарьерная среда, сад, газон, детские площадки

Что отличает хорошего застройщика от плохого, удачно спроектированный жилой комплекс от провального? В первом варианте все делается для людей и под людей. Каждая деталь продумана так, чтобы ничего не вызывало дискомфорт при пребывании во дворе дома. Жителям не приходится беспокоиться за безопасность свою и своих детей. Они комфортно могут проводить своё свободное время, кто, играя […]

Просто и понятно об Ысык-Атинском разломе: можно ли там строить жилые дома?

Всё бо́льшую популярность среди населения при покупке недвижимости приобретают южные районы Бишкека – столицы Кыргызстана. Чистый воздух и завораживающие виды на Кыргызский Ала-Тоо, которые недоступны в центре города, притягивают желающих обзавестись жильём к активно застраиваемому району выше Южной Магистрали. Так ли все радужно? Однако, вместе с тем люди должны не забывать о некоторых важных нюансах. […]

Кто она – Данакан Адашканова, или жизнь замечательной художницы

С 14 мая по 6 июня в Бишкеке, в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств имени Гапара Айтиева, прошла выставка, посвящённая 70-летию со дня рождения Адашкановой Данакан Осмонкуловны. Редакция девелоперской компании Icon Development хочет поделиться замечательной историей жизни и творчества гениальной женщины-живописца. За работой в мастерской, 1983 Женщина-живописец Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики, лауреат международной премии […]